# +7 (495) 645 80 10

Валаам: битва за келью

Екатерина Баглаева прокомментировала, насколько законно, что местных жителей, нежелающих покидать остров монастырь выселяет через суд. Так учрежденная монастырем компания утверждает в иске, что квартиры Светланы и других ответчиков непригодны для проживания.

На Валааме многолетний процесс переселения местных жителей на материк перерос в острый конфликт монастыря и светского населения. Нежелающих покидать остров монастырь выселяет через суд. Мы отправились на Валаам, чтобы понять, почему люди хотят остаться на острове и почему им там нет места.
Монастырский причал в Приозерске, на берегу Ладожского озера. Теплоход «Валаам», который на ходу аж с 1965 года, везет немногочисленных паломников, собравшихся на остров поздней осенью.
«Я на Валаам приезжаю почти каждый год, чтобы помолиться… Там такая тишина… Не знаю, как объяснить», — говорит молодая паломница-македонка из Германии.
Светлана Стрельникова, живущая на Валааме 20 лет, едет в другом направлении — с острова. В монастырский храм она ходить не хочет.
«Отсюда я уезжаю молиться в другой храм или монастырь. На Коневец ездила, в храм в Питере. Здесь кризис… ужасный кризис», — объясняет Светлана. Сосредоточиться и помолиться на монашеском острове, который на протяжении нескольких веков остается центром паломничества для православных верующих, у Светланы не получается. Мешают «мирские страсти», бушующие в двух шагах от монастыря.
Светлане предстоит суд. Ее хотят выселить из квартиры в старинном четырехэтажном доме, который зовут здесь «Зимней гостиницей», или просто «Зимкой». Как и почти вся недвижимость на архипелаге, «Зимняя» принадлежит монастырю. Как и многие из выселяемых, Светлана поселилась тут задолго до того, как монастырь стал собственником «Зимки».
Учрежденная монастырем компания утверждает в иске, что квартиры Светланы и других ответчиков непригодны для проживания. Истец настаивает на переселении из ее обветшавшей квартиры на острове в «благоустроенный дом» на материке в городе Сортавала, районом которого с недавних пор стал Валаам.
Светлана, по непонятным для монастырского руководства причинам, такому улучшению жилищных условий сопротивляется.
Живущие, но «непроживающие»
Противостояние монастырского руководства и тех, кто не хочет покидать Валаам, длится несколько лет, но в последние месяцы борьба стала более ожесточенной.
В сентябре была выселена в полном составе семья историка Олега Ярового и экскурсовода Ирины Смирновой, авторов книг и научных работ по истории и культуре острова Валаам и региона. Их лишили регистрации как непроживающих на острове. «Я кандидат наук, два с половиной года работал по президентским грантам, работа предполагала выезд в другие районы, участие в конференциях. А в решении суда сказано, что надо было сидеть на Валааме и в своей квартире заниматься наукой», — рассказывает Олег Яровой.
Ирина Смирнова приехала на Валаам в середине 1980-х. Сначала она была музейным экскурсоводом, потом сотрудничала с «Паломнической службой» монастыря, теперь работает частным экскурсоводом без права водить туристов по территории обители. Вместе с бывшем мужем Олегом Яровым они пишут книги и исследования о Валааме. На очереди — еще одна книга о ландшафте острова и карело-финском эпосе. Но Ирина опасается, что закончить ее уже не удастся, и если остров придется оставить, она останется без работы.
Ирина и другие несогласные считают это местью за активные протесты.
«(Этот) иск появился после обращения Олега в различные органы власти с требованием разрешить ситуацию с нашей семьей, выселенной в 2008 году», — говорит Филипп Мускевич, бывший заведующий отделом природы ликвидированного Валаамского музея-заповедника.
С Мускевичей и начался процесс выселения жителей через суд. Почти 20 лет Филипп жил в Воскресенском скиту – по местным меркам на другом краю острова, а на самом деле – в пяти минутах езды на машине от Зимней гостиницы. Когда он приехал на Валаам из Таллина, монастыря на острове еще не было. В 1989-м Мускевича поселила туда местная власть как приехавшего специалиста. Похожим образом были расселены и другие семьи сотрудников существовашего еще тогда музея-заповедника.
Но вот на остров пришел монастырь и, окрепнув, с 2003 года в течение пяти лет пытался выселить семью через суд. Но безуспешно — иски монастыря, апеллировавшие к Жилищному кодексу, последовательно отклонялись. Однако в 2008-м монастырь подал иск на новых основаниях, потребовав выселить Мускевичей из Трапезного корпуса Воскресенского скита как из нежилого здания. И монастырь вдруг выиграл дело.
Мускевичей вывозили с приставами, провожавшими Филиппа с супругой Людмилой до самого причала. Однако они продолжают цепляться за эту землю и живут в комнате сочувствующей им семьи, в той самой Зимней гостинице. Там тесно и холодно зимой, но они не уезжают. Мало того, продолжают активничать — Филипп помогает еще не выселенным жителям Валаама бороться за право остаться на острове.
Это мое родное место. Эстетический аргумент очень важен. Прекрасное, восхитительное место, к которому я привык, которое я знаю и которое я люблю
Филипп Мускевич, житель Валаама
«Я рассматривал любые варианты альтернативного переселения внутри Валаама… Это мое родное место. Эстетический аргумент очень важен. Прекрасное, восхитительное место, к которому я привык, которое я знаю и которое я люблю», — говорит Филипп Мускевич.
Почти никто из жителей не держится именно за эти квартиры. Для большинства из них самое главное — остаться на Валааме, если не в этом, так в каком-нибудь другом жилье. Но и этот вариант нереален, утверждают в монастыре. Из тысячи жителей, зарегистрированных на острове в начале 80-х, сейчас с постоянной пропиской осталось всего около сотни. И всем им грозит переселение на материк.
Среди них – потомки работников Дома инвалидов, открытого на острове после Второй мировой войны, бывшие сотрудники ликвидированного музея-заповедника, получившие жилье по социальному найму в 1980-90-е гг, а также сотрудники действующего Природного парка.
Исчезнувший поселок
На заре возрождения монастыря предполагалось, что желающие смогут остаться на острове. Это был единственно возможный законный на тот момент вариант — так как переселение, согласно закону, должно производиться в рамках одного населенного пункта.
Однако теперь выселение с острова не противоречит закону. Потому что в середине 2000-х годов Валаам перестал быть самостоятельной территориальной единицей. Там было упразднено самоуправление и остров стал… городским районом Сортавалы, что в 40 км, на северном берегу Ладожского озера.
Эксперты Московской Хельсинкской группы, разбиравшие этот конфликт, считают, что ликвидация самоуправления была проведена незаконно и сделала местных жителей фактически бесправными.
Для этого, по данным МХГ, было использовано «обращение» жителей поселка Валаам, подготовлен протокол общего собрания жителей поселка от 13 февраля 2005 г., «на котором присутствовали 47 человек». Однако мнение большинства жителей поселка никто не выяснял, подтверждают сами местные жители.
Самое главное нарушение – это нарушение права на местное самоуправление. Поселок ликвидировали незаконно, путем фальсификации документов якобы какого-то общего схода. Так вот этого схода не было
Выселение по-христиански
Отнюдь не все из тех, кто жил здесь последние полвека, возражали против отъезда. Многие согласились на первоначально предлагавшиеся монастырем квартиры в Петрозаводске. Семье одной из жительниц «Зимней», Людмилы, досталось аж три малометражных квартиры – для ее матери, взрослой дочери и для нее с мужем и несовершеннолетним ребенком. Большая часть семьи уже переехала, правда, свой отъезд с Валаама Людмила постоянно откладывает. Говорит – в Петрозаводске очень трудно найти работу.
Но квартиры в региональной столице предлагали немногим. Изначально монастырь аккуратно переселял жителей, однако после ликвидации местного самоуправления терпеливый поиск компромисса сменился жестким подходом.

Хотя в монастыре по-прежнему говорят о добровольном характере переселения и «христианском» отношении к светскому населению острова, из заявлений иерархов РПЦ становится ясно — выбора у жителей нет. Апеллирующим к жилищному законодательству местным жителям представители монастыря твердо заявляют, что их прописка на острове незаконна.
Жители писали письма президенту России, патриарху, уполномоченному по правам человека в Карелии с просьбой защитить их право остаться на острове, однако большинство этих писем остались без ответа. В сентябре, после последнего письма патриарху, учрежденная монастырем и управляющая недвижимостью монастыря на острове компания ООО «СЭНТ» («Служба эксплуатации недвижимости и территорий») подала иски в отношении еще девяти жителей «Зимней».
Многие валаамцы, в том числе и те, кого переселение еще не коснулось, восприняли такой поворот событий как вызов и подали встречный иск, оспаривающий признание своих квартир в «Зимней гостинице» непригодными для проживания. Первое заседание по иску было отложено, новое состоится в середине ноября.
Сергей Шимоволос из МХГ говорит, что во всей истории с выселением местных жителей налицо жонглирование нормами права. «И старый и новый Жилищный кодекс не допускали признания или перевода жилого помещения в нежилое без расселения жильцов. В частности, статья 22 Жилищного кодекса РФ от 29 декабря 2004 г. № 188-ФЗ не допускает перевод жилого помещения, если граждане используют его «в качестве места постоянного проживания», — говорит он.
Юрист коллегии адвокатов «Юков и Партнеры» Екатерина Баглаева признает, что формально на данном этапе действия монастыря выглядят правомерными. Однако и она указывает на определенную коллизию, которая ставит под сомнение законность действий монастыря. Да, с одной стороны жильцы не могут аппелировать к жилищному кодексу, находясь в помещении, которое признано нежилым. «Однако на том же основании стоит усомниться в указании ООО «СЭНТ» на то, что данное здание является нежилым. Ведь люди там живут и более того, они уже давно зарегистрированы в этом здании по постоянному месту жительства», — говорит Екатерина Баглаева.

Афон, да не тот
«Сосуществование монастыря и светского поселения мы, конечно, рассматриваем как временное явление и стремимся к тому, чтобы Валаам снова стал северным Афоном», — заявлял наместник Спасо-Преображенского Валаамского монастыря епископ Панкратий еще четыре года назад в интервью изданию «Прямые инвестиции».
Жители не понимают, чем они могут мешать монахам и почему их нельзя оставить на острове.
«Ничто не мешает здесь небольшой общине светского населения сосуществовать с монастырем. Скажем, посад при монастыре. Здесь очень просто можно было бы разрешить ситуацию — создать программу с учетом баланса интересов, диалога, взаимопонимания», — размышляет Филипп Мускевич.
Раньше был поселок, и не было монастыря. Сейчас – монастырь с постоянно увеличивающейся братией. То есть монахов становится все больше, слава Богу. На сегодняшний день их больше 200. Эта цифра будет увеличиваться.
Вера Скобелева, директор ООО «СЭНТ»
Никак нельзя, уверена Вера Скобелева, руководитель ООО «СЭНТ». Скобелева утверждает, что за последние тридцать лет демографическая ситуация на острове существенно изменилась.
«Раньше был поселок и не было монастыря. Сейчас – монастырь с постоянно увеличивающейся братией. То есть монахов становится все больше, слава Богу. На сегодняшний день их больше 200. Эта цифра будет увеличиваться. И что? Каким образом? Монахов мы отправляем на материк, а на Валааме мы делаем поселок?», — говорит Вера Скоблева.
Местные жители не согласны, и говорят, что количество монахов не только не растет, а фактически не меняется на протяжении последних лет.
Освобожденные от местных жителей помещения, как замечают валаамцы, занимают строители и сотрудники коммерческих структур монастыря. А таких много: ООО «Паломническая служба» работает с паломниками и туристами, ООО «Валаам – сервис» распоряжается флотом пассажирских и грузовых судов. Для ведения торговли на острове было создано ООО
Монастырь делает ставку на «вахтовиков». В сезон их число превышает количество монахов и местных жителей вместе взятых
Число «вахтовиков» в сезон, по словам местных жителей, значительно превышает количество местных жителей и монахов вместе взятых. Большинство временных рабочих приезжают из ближнего зарубежья — Украины, Белоруссии, Молдовы, а также из Румынии. И даже в начале ноября окрестности монастыря заполнены отнюдь не способствующим умиротворению грохотом отбойных молотков и урчанием бульдозеров.
О том, что монастырь намерен нанимать «вахтовиков», говорил и епископ Панкратий.
«Надеемся, что через несколько лет Валаам в основном будет заселен монахами. Люди же, которые здесь трудятся на электростанции, в пожарной части, лесхозе, больнице, будут работать вахтовым методом, имея дома и семьи на материке», — сообщил о планах монастыря епископ Панкратий.
Почему вахтовики устраивают монастырь больше, чем коренные жители, иерарх не объяснил.
«Я уже с владыкой (епископом Панкратием) говорил по этому поводу и с экономом: слушайте, зачем вы берете вахтовым методом работников, когда у нас есть работоспособное население? Почему вы не даете им работу? Ведь это местный житель, который будет работать и будет отвечать за свою работу! Нет, говорят, нам удобнее, чтобы здесь работали вахтовым методом», — рассказывает депутат городского Совета города Сортавала Сергей Григорьев, также – житель Валаама, тоже прописанный в Зимней гостинице.
Со слов депутата, некоторым из местных удается получить работу в монастырских коммерческих структурах, но большинство жителей с постоянной пропиской монастырь принципиально не берет на работу. Как уверен Сергей Григорьев, именно из-за их постоянной прописки на Валааме.
Кто упрям — иди на Валаам
В современном сознании слово «Валаам» ассоциируется с монастырем. Но представление о том, что остров «испокон веков» был исключительно монашеским — миф, замечает Ирина Смирнова.
«Монастырь образовался в конце 14 века, когда здесь уже было поселение. Это было время освоения Северного Приладожья карелами. В 17 веке, когда это была территория Швеции, здесь тоже находились карельские поселения, усадьбы, и в 18 веке вернулся монастырь», — рассказывает она.
Как свидетельствуют исторические источники, монастырь просуществовал на Валааме немногим более 300 лет…
В качестве поучительного примера успешного сосуществования монастыря и светского населения почти все жители Валаама, знающие историю острова, вспоминают о «финском периоде».
«Это были 1920-30-е гг, когда Великое княжество Финляндское получило независимость. Здесь находился финский военный гарнизон, потому что это была пограничная территория и здесь проживали семьи финских военных, с детьми. Кстати, они жили в Зимней гостинице. Здесь помещения были переоборудованы под квартиры. В другой части здания размещались туристы: в 20-30-е гг. это был очень крупный туристический центр», — рассказывает Ирина Смирнова.
По словам местных жителей, никакой вражды между ними и монахами нет и сейчас, несмотря на конфликт с руководством монастыря. У них даже есть что-то общее. Монахи любят вспоминать дореволюционную поговорку: «Кто опытен — иди в Оптину, а кто упрям — иди на Валаам». Вторую часть поговорки местные жители могут бы в полной мере отнести и к себе.
«Никто, ни один местный житель, в какие бы его условия не ставили, не высказался агрессивно против Русской православной церкви, ни один. Тем более, более половины местных жителей – православные, крещеные и ходят в храм», — говорит Сергей Григорьев. Хотя некоторые, став свидетелями «мирских страстей» в ограде монастыря, разочаровываются.
Музеевед Варвара Сергеева, правнучка репрессированного в 1930-е гг. дьякона, говорит, что больше не может молиться в храмах на Валааме – уезжает в Петербург, чтобы исповедоваться и причаститься. На Валааме она живет с 1988 года, после закрытия музея занялась рукоделием – шьет очень популярные среди паломников сумки. Монастырь отказывается брать у Варвары изделия на продажу, предпочитая работе местных изделия своих оптовых поставщиков с материка.
Свтелана Стрельникова говорит, что от бытовой неустроенности спасает красота и дух острова
Светлана Стрельникова, хоть тоже не может молиться в храмах на Валааме, уезжать с острова не хочет.
«Стоит только в лес пойти походить, и ты понимаешь, за что ты тут борешься. Лес, кстати, тоже настолько изгадили, столько леса повырубили… Потому что я сюда приезжала не за какими-то там деньгами, квартирами. Мне просто понравилось место. Здесь такие бытовые условия — вот сколько я здесь жила, думала: «Господи, если бы я жила в городе, я бы, наверное, уже повесилась от таких бытовых условий», — говорит Светлана Стрельникова.
Условия нормальными не назовешь. В заставленных сундуками и шкафами темных коридорах Зимней гостиницы хозяйничают кошки. На фоне стен с облезшей кое-где краской полудомашние животные усугубляют ощущение обветшалости.
Здание само в ужасающем состоянии. То как люди содержат коридоры и лестницы – это просто гетто
Вера Скобелева, директор ООО «СЭНТ»
В квартирах маленькие окна, печное отопление дополняют электрические обогреватели. Тут самодельные перегородки, импровизированные кухни и самостоятельно установленные санузлы.
Такими неблагоустроенными по городским меркам квартиры были и два десятилетия назад, когда музейных работников разместили в «Зимней гостинице». Тогда квартиры сочли пригодными для проживания. Без капитального ремонта прошло два десятилетия, старинное здание и проложенные еще в советское время коммуникации обветшали. И вот монастырские власти получили техническое заключение о непригодности здания для проживания.
«Здание само в ужасающем состоянии. То, как люди содержат коридоры и лестницы, – это просто гетто», — возмущается руководительица ООО «СЭНТ» Вера Скобелева.
Жители утверждают, что неоднократно предлагали монастырю провести ремонт в здании и были готовы помочь это сделать. Монастырь уже начал реставрацию внешнего контура
Очень серьезный бизнес
В том же четырехэтажном здании, прямо над признанными непригодными для проживания квартирами – две монастырские гостиницы. Там весьма скромный по удобствам номер стоит в среднем 3,5-4 тыс. рублей за ночь. То же печное отопление и электрический обогреватель, душевая кабина, крохотное окошко.
Монастырю нужны гостиницы. В сезон – с мая по октябрь — на остров приезжает 100- 140 тысяч паломников – почти по тысяче человек в день. В трех монастырских гостиницах на острове могут разместиться немногим более 100 туристов. Проспект «Паломнической службы» насчитывает около двух десятков туристических программ, рассчитанных на разный кошелек.
Несмотря многократное повторение иерархами РПЦ формулы «Валаам — это северный Афон», ограничивать поток туристов-паломников на монашеский остров в ближайшее время никто не собирается.
«Надо отдавать себе отчет в том, что Валаам кормит весь Сортавальский район. Это туристический бизнес, гостиницы, путешествия, финны сюда приезжают, приезжают сюда со всей России, из-за границы, из Америки, из Англии, сюда ездит вся Европа. То есть понятно, что это очень серьезный бизнес, он приносит серьезный доход Карелии», — поясняет Вера Скобелева.
После завершения ремонта здания Зимней гостиницы там планируется создать духовно-просветительский центр, который будет включать в себя музей современной иконы с выставочными залами и школу православного песнопения, иконописи, лекционные залы, паломнический центр.
Согласно официальной версии, происходящие сейчас переселение жильцов связано исключительно с реставрацией федерального памятника – то есть Зимней гостиницы – к празднованию 100-летия Республики Карелия.
«Вот сейчас, например, пошли федеральные деньги на реставрацию, а люди там живут… Деньги надо осваивать. Они (жители) нам тормозят на полгода как минимум со всеми судами осваивание федеральных денег. Но монастырь вынужден ждать, когда это все решится», — сетует пресс-секретарь епископа Панкратия Михаил Шишков.
У нас по программе – возрождение Валаамского монастыря. На самом же деле идет не возрождение, не ремонт, а новое строительство – строят новое.
Сергей Григорьев, житель Валаама
Чтобы ускорить процесс, по словам местных жителей, применяются разные методы. В августе, например, после встречи, посвященной жеребьевке жилья на материке, в квартирах местных жителей на несколько дней было отключено электричество и водоснабжение. Отключения коснулись только тех, кого грозят отселить.
Невозможная стройка
«Остаться на Валааме невозможно, потому что там нет возможности строить новые помещения, потому что в пределах центральной усадьбы и весь архипелаг закрыт для нового строительства. Новое строительство предусматривает только скиты, храмы, часовни. Это не те помещения, в которых предполагается жить гражданам», — объясняет Вера Скобелева.
С утра в гостиничной келье постояльцев будит звук дрели. В отсутствие толп туристов посетителей острова преследует строительный шум.
Валаам
«У нас по программе – возрождение Валаамского монастыря. На самом же деле идет не возрождение, не ремонт, а новое строительство – строят новое. Стоят резиденции на островах. Вот построили у нас резиденцию для Алексия Второго – Свято-Владимирский скит – он там отдыхал. Заступил Кирилл – ему эта резиденция не понравилась – построили ему резиденцию на Байонном острове (Валаамского архипелага), на котором строить вообще ничего нельзя, потому что это заповедная зона, особо охраняемая территория», — говорит Сергей Григорьев.
Действительно, она теперь охраняется особо. Раньше для местных и туристов это было излюбленное место рыбалки, теперь, по рассказам туристов, всех приближающихся к острову встречает вооруженная до зубов охрана.
На самом острове Валаам в необычайно живописном месте строится Казанский скит. «Новодел», — презрительно говорит местный житель Виктор, уроженец Валаама. Виктору, который «знает на Валааме каждый уголок», новые постройки не нравятся — жалко вырубленный на месте строительства лес. «Зачем они здесь? Этих зданий здесь никогда не было», — говорит Виктор.
Рядом с храмом-новоделом с видом на гранитный берег торчит недостроенный склеп-новодел. Он предназначался для крупного жертвователя из Украины — погибшего в Египте на отдыхе Антона Клименко, брата министра доходов и сборов в правительстве Виктора Януковича. Кирпичный параллепипед, похожий на вход в подземный тоннель. Но он стоит пустым — по каким-то причинам благотворителя похоронили даже не тут, а на историческом Игуменском кладбище, где возводят нечто куда более массивное, похожее на часовню.
Игуменское кладбище
Строители работают над увековечением памяти брата украинского чиновника и крупного жертвователя
Рядом — могилы четырех игуменов монастыря. Ни одна из них не может соперничать по части монументальности с захоронением жертвователя. Даже могила игумена Дамаскина, которого называют главным строителем Валаама – под стандартным, в человеческий рост надгробием.
В 1992 году с ликвидацией государственного музея-заповедника Валаам, как отмечают в МХГ, потерял статус особо охраняемой территории. В 1999 году на Валааме был создан Природный парк, сотрудники которого нередко оказываются беспомощными, если нарушителем правил оказывается монастырь.
«Новоделы» ударными темпами возводятся на островах Валаамского архипелага фактически с благословения патриарха, который прошлым летом призвал на каждом еще «необитаемом» валаамском острове построить по скиту.
Вскоре после этого заявления предстоятеля РПЦ на острове Оборонный (Валаамского архипелага), где оставались до последнего времени постройки линии Маннергейма, была развернута масштабная стройка, которая началась без проведения необходимой экологической экспретизы. Экологи подняли тревогу: масштабное строительство разворачивается в особо ценной природной зоне парка, в непосредственной близости от мест, где скапливается на залежках занесенная в Красную книгу ладожская нерпа. Власти отреагировали на запрос «Гринписа» по поводу законности строительства с большим запозданием: было заведено административное дело, стройка продолжается.
Валаам для VIP
«Сделать где-то поселок – невозможно. Вокруг леса первой категории. И любая инфраструктура, которая будет создана как поселок отдельно, нарушит собственно исторический облик, который здесь зафиксирован. То есть практически все здания на территории Валаамского архипелага являются историческими или культовыми», — говорит нам Вера Скобелева.
Если даже оставить в стороне гробницу для для брата бывшего чиновника, на острове есть и откровенно светские постройки.
Рядом со Свято-Владимирским скитом (тоже новодел 2000-х с характерным для эпохи названием) – два больших деревянных коттеджа. Один из них местные называют резиденцией Путина, другой – VIP-баней.
По официальной версии, загадочные домики у скита-новодела – это гостиницы для VIP-гостей. Рядом за деревьями стоят новенькие жилые дома, около которых лихо работает экскаватор. «Строят для обслуги, наверное», — говорит сопровождающий нас местный житель.
Строить можно, но не для проживания. Там строятся современные скиты, современные сооружения – мы что-то должны оставить в своем веке
Михаил Шишков, пресс-секретарь епископа Панкратия
Строительство то ли резиденций, то ли VIP-гостиниц представителей монастыря не смущает. Ведь формально VIP-гостиница и дома для обслуги – не жилые помещения. «Понимаете, все хотят постоянной регистрации на Валааме. Она была проведена вне закона, и с нарушением Конституции и Жилищного кодекса. Строить можно, но не для проживания. Там строятся современные скиты, современные сооружения – мы что-то должны оставить в своем веке», — терпеливо объясняет причины строительного бума представитель игумена Михаил Шишков.
В 19 веке, когда строился современный ансамбль Валаамского Спасо-Преображенского монастыря, остров любили посещать российские императоры — Александр I и Александр II. Вы не найдете их «резиденций» или дач – царствующие особы жили в двух кельях около надвратной церкви апостолов Петра и Павла у монастырских ворот.

Остров полюбил президент России Владимир Путин
Нынешний глава государства также любит приезжать на Валаам — согласно официальной версии, чтобы «сосредоточиться на главном». Местные жители вспоминают, как однажды «сосредотачиваться» на остров он приезжал с Сильвио Берлускони.
В числе основных жертвователей на реставрацию памятников и строительство новоделов – Благотворительный фонд Елены и Геннадия Тимченко.
В этом году обитель получила 358 млн рублей на «укрепление единства нации» и создание духовно-просветительского центра.
Тупик. Фанерный
Теперь всем жителям Зимней предлагают фактически безальтернативный вариант — дом в Сортавале. Для тех, кто не мыслит жизни без Валламской природы, ветра, волн и сосен, сам его адрес — как издевательство. Фанерный тупик, 7A.
На жеребьевку 18 квартир в новом доме пришли только два человека, да и те позже отказались. Квартиры в тупике валаамцы склоняют на все лады — в основном с рассказов других: новый дом видели немногие. Сергей Григорьев — один из таких.
В монастыре считают, что предлагают валаамцам прекрасную альтернативу — дом в Фанерном тупике
«Фактически вот что сделали: на обыкновенной производственной площадке взяли промышленное здание — там были мастерские, потом была контора — подремонтировали, сделали там 18 квартир – ни балконов, ни лоджий, потолки – 3,20, отопление – электрическое. Все конечно понимают, что в таких условиях жить невыносимо. Потому что, когда отопление электрическое и потолки 3,20, то это никаких денег не хватит, чтобы натопить эту комнату», — рассказывает Григорьев.
Дом расположен на территории действовавшего некогда в Сортавале мясокомбината. Валаамцы, которым грозит переселение, утверждают, что в непосредственной близости от него был некогда скотомогильник. Рассказывают, что за новой облицовкой здания скрываются прогнившие стены из силикатного кирпича. Говорят уверенно, и все же — «за глаза», увидеть невооруженным взглядом все перечисляемые недостатки мы не смогли. Но это не значит, что их не может быть.
Да за что там биться? За келью?!
охранник дома в Сортавале
Обшитый желто-бордовым сайдингом трехэтажный домик с яркой детской площадкой смотрится чужаком — с одной стороны почерневшие от возраста хибары «частного сектора», с другой — остатки и осколки промзоны. Перед нашим приездом в квартирах на первом этаже включили «отопление» — те самые электрообогреватели. В нескольких комнатах от сырости от стен отстали обои. Но это — мелочи.
«Да это же хоромы! Заходи и живи! Если бы мне предложили такое жилье… А у меня двое детей и я снимаю комнату, 8 тысяч плачу каждый месяц — и не жалуюсь», — возмущается уроженец Сортавалы, молодой охранник, которому поручили сторожить дом до заселения жильцов.
Доступно ли у монастырским чиновникам чувство прекрасного, задается этим вопросом Филипп Мускевич
В Сортавале — безработица и 800 человек на очереди на жилье по соцнайму. Люди по многу лет ждут свою очередь на жилье. Поэтому молодой человек считает, что жители Валаама «выпендриваются». Сам он в сезон отрабатывает «вахты» на Валааме. Мы интересуемся, нет ли там, на Валааме, чего-то такого, за что бы стоило побороться?
«Да за что там биться? За келью?!», — с недоумением смотрит на нас сортавалец.
Этот мужчина и отстаивающий свое право на Валаам Филипп Мускевич, кажется, говорят на разных языках.
«Почему, когда говорят о перемещении жителей, сравнивают лишь метры, характеристики СанПиН, не беря в расчет то, что на Валааме люди живут не просто в своих квартирах? Они прежде всего живут на этом прекрасном острове. Для монахов, которые должны быть хоть в какой-то степени романтиками, должно быть понятно, что именно эта феноменальность Валаама привлекает людей», — говорит Мускевич.

http://www.bbc.com/russian/russia/2015/11/151111_valaam_residents

Комментарии запрещены.