# +7 (495) 645 80 10

«Пластик» для интернет-курьеров

Екатерина Баглаева прокомментировала, Курьеров интернет-магазинов могут обязать принимать к оплате банковские карты, наравне с наличными. Для этого интернет-магазины должны будут закупить для своих служащих мобильные терминалы, с помощью которых и можно расплатиться «пластиком».

Курьеров интернет-магазинов могут обязать принимать к оплате банковские карты, наравне с наличными. Для этого интернет-магазины должны будут закупить для своих служащих мобильные терминалы, с помощью которых и можно расплатиться «пластиком». Как сообщают «Известия», с такой инициативой Национальный совет финансового рынка (НСФР) обратился к директору департамента финансовой политики Минфина Сергею Барсукову.

Авторы инициативы предполагают, что в дальнейшем налоговики должны будут привлечь к ответственности те компании, которые будут уклоняться от этого требования.

Председатель НСФР Андрей Емелин настаивает, что проведение операций по оплате покупок в интернет-магазинах через банки сделает интернет-торговлю прозрачней. Сейчас, по его словам, более 70% отрасли — это серый бизнес. В первую очередь, нововведение должно коснуться мелких предпринимателей. Ведь, по данным Емелина, на данный момент теневой рынок, связанный с продажей контрафактной продукции, существует в основном за счет предприятий с выручкой до 60 млн рублей, использующих наличку.

Старший вице-президент банка «Интеркоммерц» Денис Хренов считает, что в интернет-магазине наиболее удобными являются именно электронные платежи. И зачастую, уверен он, компании отказывается от интернет-эквайринга не из-за экономии на комиссии на указанную услугу, а из-за нежелания платить налоги, т.к. если электронный платеж оставляет очевидные следы экономической деятельности, то наличный оборот позволяет пускать часть торговой выручки, что называется, «мимо кассы».

С другой стороны, напоминает директор по развитию ГК АльпИндустрия Василий Федосеев, многие интернет-покупатели сами опасаются платить деньги «вперед и неизвестно кому», поэтому все же предпочитают оплачивать товар непосредственно при доставке. К тому же, как правило, комиссия банка (для продавца) при оплате через терминал ниже, чем при онлайн оплате.

Напомним, что подобную инициативу выдвигал ещё в 2012 году Минфин. Для борьбы с теневым оборотом в Сети, который, согласно оценкам министерства, составляет от 70 до 80%, предлагалось обязать интернет-магазины с выручкой не менее 60 млн рублей в год обеспечить прием банковских карт.

За два года, после начала обсуждения этой идеи, считает юрист Коллегии адвокатов «Юков и Партнеры» Екатерина Баглаева, почти ничего не было сделано из-за малой проработки вопроса. «Если отношения банка и клиента по обслуживанию банковской карты регламентированы несколькими актами, то отношения интернет-магазина с клиентом по осуществлению оплаты товара банковской картой практически не регламентированы», – думает она. Фактическое расширение инициативы Минфина с крупных интернет-магазинов до мелких компаний потребует ещё более тщательной проработки.

Между тем, возможность оплатить заказ с карты становится всё востребованее, рассказывает Федосеев. Все больше клиентов пользуются пластиковыми картами, начиная от зарплатных и кредитных и заканчивая различными картами для накопления баллов или бонусов. Кроме клиентского спроса, этот механизм, по его словам, высоко оценивают и сами курьеры – им не приходится искать сдачу и возить с собой наличные деньги.

Особо остро стоит вопрос о возможном удорожании товаров в интернет-магазинах. Участники рынка сходятся на том, что новые обязательства ударят по средним и мелким онлайн-магазинам, маржинальность которых, как правило, невелика. «Для них покупка терминалов — слишком дорогое удовольствие», – считает генеральный директор «Сотмаркет» Всеволод Страх. При этом, по его словам, все более-менее крупные магазины и без указки из Минфина пользуются такими терминалами.

«Если подобную инициативу распространят на все интернет-магазины в принципе, то более мелкие из них, скорее всего, «уйдут в тень» или прекратят существовать, по понятным экономическим причинам: высокая стоимость обслуживания электронных платежей, с учетом небольшого объема дохода и т.д.», – считает Баглаева.

Официально продавец не имеет права переложить свои затраты по приему безналичных платежей на покупателя: правила международных платежных систем запрещают варьировать цену в зависимости от способа оплаты. Однако, утверждает Федосеев, некоторые магазины пользуются таким непорядочным приемом.

Величина комиссии компании банку за обслуживание безналичных платежей в большинстве случаев остается коммерческой тайной. Исследователи НИУ ВШЭ в 2012 году опросили 42 компании, запросили данные у банков и платежных систем, – и вывели средние цифры.

По Visa и MasterCard размер торговой уступки оказался практически идентичным. Более чем для 80% компаний он находится в пределах от 1,3 до 2,5%. И только в единичных случаях он доходил до 3,2%. Прием к оплате карт American Express обходится дороже — до 4% (средний уровень – 2,8%).

Как отмечал тогда первый проректор НИУ-ВШЭ, профессор Вадим Радаев, величина комиссии зависит, в первую очередь, от торгового оборота, размера компании и ее типа – федеральная или региональная. Самые «сладкие» условия достаются крупным федеральным торговым сетям с большим оборотом. Им прием безнала обойдется в 1,5%, а малому и среднему бизнесу – в 2-2,1%. Однако для интернет-эквайринга эта величина сразу возрастает до 3% и более.

В целом, на рынке отсутствует некая унификация ставок: они зависят, в первую очередь, от оборота компании и результата переговоров. Особые сложности могут испытать новые компании, которые будут пытаться ввести у себя систему безналичной оплаты. Ведь такая компания может просуществовать недолго или вообще набрать заказов и не выполнить их. Поэтому, уверен Хренов, «для компаний без опыта, банк, организующий систему приема карт в оплату, предложит более высокие тарифы, фактически, установив «испытательный» срок».

Отдельный вопрос, как быть в случае, когда компания не пользуется собственной службой доставки, а работает с курьерскими службами или транспортными компаниями. «Я не знаю ни одной курьерки в Москве, и тем более в регионах, которая готова принимать оплату пластиковыми картами», – говорит Федосеев.

Наконец, как обычно, основная проблема новой инициативы заключается в контроле. Контролировать выполнение закона будет крайне сложно, считают юристы, и многие компании просто будут от него уходить. «Например, сейчас интернет-магазины обязаны использовать контрольно-кассовые аппараты и выдавать документ, подтверждающий оплату товара, но на практике это выполняется не всегда», – напоминает Баглаева.

Комментарии запрещены.