# +7 (495) 645 80 10

Чай, сахар, khodorkovsky

Алина Топорнина прокомментировала, зачем была подана заявка на «бренд» во Всемирную организацию интеллектуальной собственности, правообладателем на бренд является британская компания MBK IP UK Limited, которую связывают с экс-владельцем ЮКОСа.


Текст Ольга Блинова

Заявка на «бренд» была подана во Всемирную организацию интеллектуальной собственности, правообладателем на бренд является британская компания MBK IP UK Limited, которую связывают с экс-владельцем ЮКОСа. В том числе, ей принадлежат права на бренд «Открытая Россия», а также права на сайтwww.khodorkovsky.com.
Для чего понадобилось патентовать фамилию, до конца не ясно. Безусловно, это затрудняет несанкционированное использование фамилии в качестве бренда, в таком случае правообладатель может рассчитывать на внушительную компенсацию.

Как пояснил эксперт в области авторского права, партнер компании «Найдем Адвоката» Владимир Ожерельев, Регистрация фамилии в качестве товарного знака дает владельцу дополнительные инструменты правовой защиты. В том числе, владелец товарного знака может требовать изъятия из оборота и уничтожения товаров с незаконно размещенным товарным знаком, а также компенсации в размере до 5 миллионов рублей, либо в двукратном размере стоимости таких товаров.

«Зарегистрировав товарный знак на себя, известная личность может пресечь правовыми способами злоупотребления недобросовестных конкурентов и паразитирование на его популярности», — согласен партнер Nevsky IP Law Кирилл Митягин.

Однако вряд ли речь идет о коммерческих интересах в принципе. Представляется маловероятным, что кто-либо решится на выпуск под данным брендом, скажем, кваса, или даст фамилию экс-олигарха агентству недвижимости. Скорее, полагают эксперты, речь шла о предотвращении несанкционированного использования фамилии в политических целях, к примеру, на случай появления сайтов-клонов, повторяющих название основного сайта бывшего владельца ЮКОСа. Тем более, что заявка подавалась еще в 2013году, когда сам обладатель фамилии находился за решеткой.

Алексей Андреев, управляющий партнер брендингового агентства Depot WPF:

«Регистрация фамилии в качестве бренда — обычная история, и это делают многие знаменитости, когда понимают, что на их имени можно заработать. Алла Пугачева, Николай Басков, Стас Михайлов — это зарегистрированные бренды. Сфера применения бренда зависит от того, в чем знаменит носитель фамилии. В случае с Ходорковским такими сферами вряд ли будут продукты питания или ритейл, а вот бизнесы, касающиеся СМИ, экономики и финансов, образования или социальные проекты, связанные с его именем, вполне могут появится. Стоит отметить, что свои фамилии патентуют не только звёзды. Тиньков, Дымов, Обухов — эти личности стали известны вслед за раскруткой их бизнесов, а не наоборот».

Баханец Роман, руководитель практики интеллектуальной собственности юридической компании «Клифф»:

«Регистрация любого товарного знака, в том числе содержащего фамилию, дает почти бессрочную монополию на использование такого обозначения для тех товаров и услуг, для которых он заявлен. В случае с брендом «Ходорковский» заявлено около 150 различных товаров и услуг, такие как: печатные издания, DVD, MP3, фильмы, одежда. Однако, можно предположить, что основной целью регистрации бренда является не желание предотвратить коммерческое использование его имени третьими лицами. Основная цель регистрации фамилии как товарного знака – новое окно возможностей для маркетинговых мероприятий, связанных с политикой. Например, телевизионная реклама новой одежды, раздача листовок у метро и т.д. При этом, с формальной юридической стороны рекламироваться будут различные товары, а не политические акции».

Алексей Елисеенко, младший юрист ООО «ЮФ «Лигал Студио»:

«Регистрация имени или фамилии в качестве товарного знака достаточно распространена на практике. Как правило, свою фамилию либо имя регистрируют в качестве товарного знака известные люди. Сама регистрация фамилии и имени в качестве товарного знака действующему российскому законодательству не противоречит. В подп. 2 п. 9 ст. 1483 ГК РФ установлено лишь ограничение, согласно которому в качестве товарных знаков не могут быть зарегистрированы обозначения, тождественные имени, псевдониму или производному от них обозначению, портрету или факсимиле известного в Российской Федерации на дату подачи заявки лица, без согласия этого лица или его наследника.

Учитывая известность Ходорковского и редкость его фамилии, регистрация его фамилии в качестве товарного знака вполне обоснована. Его однофамильцам, в дальнейшем решившим зарегистрировать свою фамилию как товарный знак, в регистрации такого товарного знака, скорее всего, будет отказано в связи со сходностью до степени смешения с уже зарегистрированным товарным знаком Ходорковского. Предоставление правовой охраны товарному знаку Ходорковского может быть оспорено его однофамильцами (и иными заинтересованными лицами) по основаниям, предусмотренным ст. 1512 ГК РФ (например в связи с злоупотреблением права при регистрации товарного знака). Оспорить предоставление правовой охраны товарному знаку Ходорковского его однофамильцы могут путем обращения с возражением в Роспатент, или путем обращения с исковым заявлением в суд».

Алина Топорнина, адвокат коллегии адвокатов «Юков и партнеры»:

«Случаи регистрации фамилии в качестве товарного знака не редкость. Дизайнер Валентин Юдашкин основал дом моды Valentin Yudashkin, программист Евгений Касперский — «Лабораторию Касперского», Андрей Коркунов начал выпускать шоколад под брендом «А. Коркунов», бизнесмен Вадим Дымов — мясные изделия под торговой маркой «Дымов». Олег Тиньков также удачно использовал свою фамилию — основал сначала пивоваренную компанию «Тинькофф» (продана InBev за $201 млн), а начиная с 2006 года ему принадлежит Тинькофф-банк (до 2014 года — «Тинькофф Кредитные системы»). Свое имя в качестве товарного знака, в основном для защиты от незаконного использования, также регистрировали Дима Билан, Алсу, Сергей Безруков, Андрей Аршавин и другие знаменитости.

Регистрация фамилии в качестве товарного знака преследует, как правило, различные коммерческие цели. Производство различных товаров, продвижение товарного знака для последующей продажи, защита от несанкционированного использования третьими лицами. Что касается Михаила Ходорковского, то его мотивы в настоящий момент неизвестны».

Владимир Старинский, председатель коллегии адвокатов «Старинский, Корчаго и партнеры»:

«Роспатент зарегистрировал товарные знаки ХОДОРКОВСКИЙ и KHODORKOVSKY. С коммерческой точки зрения под такими брендами могут осуществляться разного рода услуги, производиться широкая линейка товаров. Возможно, найдется смелый бизнесмен, который станет производить водку с таким названием, для сравнения с качеством водки «Путинка». Такие случае встречаются как в России, так и за рубежом. Известно, что главный тренер футбольного клуба «Челси» поступил также — зарегистрировал товарный знак «Жозе Моуринью».

Однофамильцам Ходорковского беспокоиться не надо, т.к. согласно статье 20 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданин приобретает и осуществляет права и обязанности под своим именем, включающим фамилию и собственно имя, а также отчество, если иное не вытекает из закона или национального обычая. В силу статьи 1225 Гражданского кодекса Российской Федерации, имя гражданина к результатам интеллектуальной деятельности и приравненными к ним средствами индивидуализации, которым предоставляется правовая охрана, в отличии от фирменного наименования, не относится. Следовательно, можно не только спокойно носить фамилию Ходрковский, но и беспрепятственно поменять в ЗАГСе свою фамилию на фамилию Ходорковский без спроса автора товарных знаков».

Ирина Герасимова, федеральное патентное бюро «ГАРДИУМ»:

«На сегодняшний день регистрацию двух словесных товарных знаков «ХОДОРКОВСКИЙ» и «KHODORKOVSKY» подтвердили 10 стран из 16, в которых он заявлен на регистрацию по международной заявке (т.е. по мадридской системе, в странах участницах Мадридского соглашения о международной регистрации товарных знаков от 1891 года и Протокола к нему от 1989 года). Ожидается также положительное решение еще двух стран, Грузии и Узбекистана. Отказались регистрировать «Ходорковского» Азербайджан, Беларусь, Израиль, Таджикистан и США. Таким образом, товарные знаки получат правовую охрану в 12ти странах, включая Россию.

Товарные знаки с фамилией на русском и английском языках распространяются на 8 классов товаров и услуг по Международной классификации. К ним, в частности, относятся научные и другие приборы (9-й класс), бумага и другие изделия (16-й класс), одежда (25-й класс), а также услуги в рекламе (35-й класс), страховании (36-й класс), телекоммуникациях (38-й класс), образовании (41-й класс) и юриспруденции (45-й класс).

Таким образом, под брендом «ХОДОРКОВСКИЙ» (или «KHODORKOVSKY») правообладатель и управомоченные им лица (по лицензионному договору, договору коммерческой концессии, договору отчуждения исключительных прав) смогут, например, выпускать аудио- и видеозаписи, открытки, книги, брошюры, ручки, флаеры, журналы, стикеры, футболки, а также организовывать культурно-просветительские и благотворительные мероприятия, концерты, фестивали и др. Кроме этого, регистрация позволяет использовать бренд для распространения информации о правах человека, политического лоббирования, информирования о деятельности судов и др».

Зайченко Николай, партнер Nevsky IP Law:

«Регистрация собственных имени и фамилии — случай не экстраординарный. Такая возможность предусмотрена законом и нередко используется предпринимателями, личная репутация которых становится ценностью, а рекомендация дорогого стоит. В качестве товарных знаков могут использоваться фамилии, имена, псевдонимы или производные от них обозначения, «которые охраняются и защищаются нормами гражданского законодательства» (ст. 19 и 152 ГК РФ).

Иногда фамилия автора, конструктора или владельца предприятия становится украшением выпускаемой продукции, и, со временем, именем нарицательным — например, Оливетти, Порше, Форд. Или, скажем, «Тинькофф». Нередко компании используют бренды и с вымышленными именами (например, «ANNA MANCINI»).

На сегодняшний день наиболее часто встречается использование персональных брендов в консалтинге — когда имя ассоциируется с авторитетным эскпертом — бизнес-тренером, врачом. Например, персональным брендом в России владеет известный врач-диетолог Маргарита Королева; с 1994 года под брендом «Жириновский» выпускались водка, одеколон, майонез, сигареты, шоколад. Свое имя в качестве бренда, в основном для защиты от незаконного использования, также регистрировала Анна Чапман.

Не редки случаи регистрации товарных знаков, которые производны от фамилий, ассоциирующихся с известными личностями. Такая регистрация не всегда является правомерной. Например, решением Суда по интеллектуальным правам от 16 октября 2014 г. по делу № СИП-46/2013 было признано недействительным решение патентного органа об отказе в удовлетворении возражения против предоставления правовой охраны товарному знаку «Гагаринский торгово-развлекательный центр». Истец, родственница великого российского космонавта и летчика-испытателя Юрия Гагарина, основывалась на том факте, что словесный элемент, входящий в состав спорного товарного знака, является указанием на конкретную историческую личность и прямым нарушением пп.1 п.9 ст. 1483 Гражданского кодекса Российской Федерации (по мотиву отсутствия согласия наследника). Суд требования удовлетворил в полном объеме».

http://ko.ru/index.php?option=com_k2&view=item&layout=item&id=131028

Комментарии запрещены.