# +7 (495) 645 80 10

Когда премия сотрудника зависит от размера одежды

Ирина Адамова прокомментировала, какие шансы у стюардессы выиграть дело. Сотрудница компании «Аэрофлот» обратилась в суд с иском против работодателя, который снизил надбавку к зарплате, в частности, из-за того, что она носит 52-й размер одежды вместо принятых в компании 42–48-го размеров.

Текст: Елена Горелова, Мария Подцероб

В январе 2017 г. 42-летняя стюардесса авиакомпании «Аэрофлот» Евгения Магурина обратилась в Пресненский суд Москвы с иском против работодателя, который снизил надбавку к зарплате, в частности, из-за того, что она носит 52-й размер одежды вместо принятых в компании 42–48-го размеров. Бортпроводница требовала вернуть надбавку, а также компенсировать моральный вред в размере 100 000 руб.
Магурина рассказала «Ведомостям», что считает такие требования работодателя к внешнему виду дискриминацией и нарушением трудового законодательства. Она утверждает, что из-за размера одежды и возраста ее понизили в должности, уменьшили надбавку за профессиональную успешность (в авиакомпании есть такая надбавка) и перевели с зарубежных рейсов на внутренние. Кроме нее аналогичный иск к «Аэрофлоту» подала стюардесса Ирина Иерусалимская, рассказывает президент Шереметьевского профсоюза бортпроводников Илона Борисова. Она говорит, что многих опытных проводников «Аэрофлота» (всего их насчитывается 7000 человек) в последнее время стали притеснять из-за внешности и возраста: приглашать для взвешивания и обмеров фигуры, снимать с зарубежных рейсов и обслуживания бизнес-класса.
В ответ на запрос «Ведомостей» пресс-служба «Аэрофлота» прислала ссылку на опровержение, которое появилось на сайте 23 февраля. В нем говорится, что Магурина – бортпроводник отделения кабинных экипажей и ее не понижали в должности. «Аэрофлот» сообщает, что распределение бортпроводников на рейсы проходит автоматически на основании допуска на типы самолетов, квалификации и нормативов, которые зависят от полетных часов и выполнения производственной программы. Авиакомпания поясняет, что число заграничных рейсов, приходящихся на каждого бортпроводника, снизилось вследствие перераспределения пассажиропотока «Аэрофлота» в последние годы: на международных рейсах он падает, а на внутренних растет.
Многие работодатели упоминают в описаниях вакансий стройную фигуру, опрятный внешний вид, отсутствие дефектов речи, улыбчивость. Это розничные сети, торгующие модной одеждой, банки, салоны красоты и спортклубы, знает Татьяна Николаенко, руководитель практики трудового права «Хренов и партнеры». Иногда работодатели вводят временные ограничения, например, к внешности работников, обслуживающих спортивные соревнования, как, скажем, было на Олимпиаде-2014 в Сочи.
Размеры успеха
По словам Магуриной, ее фигура перестала устраивать авиакомпанию в октябре 2016 г.: ей сократили надбавки за так называемый показатель профессиональной успешности – из-за того, что она не вписывается в размерный ряд «Аэрофлота». «Ведомости» ознакомились с письмом директора департамента по обслуживанию на борту, которое Магурина получила в ответ на запрос. В нем говорится, что с 2011 г. в «Аэрофлоте» действует особый коэффициент профессиональной успешности (от 50 до 100 баллов), от которого зависит премиальная часть вознаграждения сотрудников. В пункте 7 критериев профессиональной успешности установлен размер форменной одежды для женщин – от 42-го до 48-го. В письме сказано, что размер форменной одежды Магуриной – юбки, блузки, жакеты – с апреля 2015 г. по февраль 2016 г. был 52.
В «Аэрофлоте» работает немало бортпроводниц старше 40 лет и с размером одежды больше 50-го, рассказала «Ведомостям» стюардесса авиакомпании «Россия» («дочка» «Аэрофлота») на условиях анонимности. Ей самой 43 года, она носит приемлемый 46-й размер, но она подтверждает, что полных стюардесс снимают с заграничных рейсов, в результате они теряют в зарплате.
Для стюардессы важна стройность: в самолете мало места, нужна физическая выдержка, говорят опрошенные авиакомпании. В «ВИМ-авиа» бортпроводники старше 40 лет составляют всего 10%. Все проводники регулярно проходят медицинское обследование – их здоровье должно позволять работать в разных часовых поясах, в очень холодном или очень жарком климате, в сложных ситуациях на борту, говорит представитель авиакомпании. Даже тренировки в учебном центре требуют от бортпроводника хорошей физической формы. Например, грузной и не очень ловкой стюардессе тяжело съехать по спасательному трапу и помочь съехать по нему пассажирам на тренировке и в случае экстренной ситуации. «Аэрофлот» тоже приводит большой список умений бортпроводников – от погрузки пассажиров и грузов на спасательный плот на воде до умения прыгать на трап. По словам представителя «ВИМ-авиа», требования к физической форме настолько строгие, что далеко не все кандидаты, претендующие на эту работу, проходят успешно медкомиссию, отбор идет очень жесткий.
Внешность продает
Особенно придирчивы работодатели к внешности манекенщиц, телеведущих и актеров, говорит Ирина Адамова, партнер юридической фирмы «Юков и партнеры». Но работники этих профессий часто работают по срочным контрактам. И если манекенщица или актриса вдруг наберет вес, с ней просто не продлевают контракт. Не менее жесткие условия выдвигают ритейлеры, торгующие одеждой, особенно люксовыми брендами, рассказывает Вероника Ноговицина, руководитель департамента по подбору персонала в ритейле и здравоохранении агентства «Контакт». По ее словам, работодатели не указывают прямо, что им нужны красивые и молодые сотрудники, ведь это незаконно. Они говорят лишь о том, что в компании есть определенные стандарты внешнего вида. Этим требованиям прежде всего должны соответствовать менеджеры, которые работают с клиентами. По мнению Ноговициной, никто не доказал, что красивые люди лучше продают красивые вещи. Речь идет скорее об имидже компании и о ее восприятии, говорит она.
Законные уловки
В требованиях к должности можно написать, что авиакомпания предоставляет стюардессам форму с 42-го по 48-й размер и что стюардессы должны выглядеть опрятно, говорит Вячеслав Ушкалов, партнер адвокатского бюро «Плешаков, Ушкалов и партнеры». Эти обтекаемые формулировки позволяют компании отсеять людей, которые, по мнению работодателя, не годятся в стюардессы, и при этом избежать проблем с законом – в документах ни единым словом не будет упомянуто о дискриминации по возрастному признаку или по весу и росту.
По закону работника нельзя уволить или перевести на другое место, если он немолод или имеет лишний вес, говорит Ушкалов. Чаще всего в таких случаях пишут, что человек не подошел по деловым качествам, и суды потом часто встают на сторону работодателя.
В должностных инструкциях, правилах внутреннего распорядка или в трудовом договоре могут описываться требования к внешнему виду сотрудника, объясняет Адамова. Те же стюардессы, говорит она, должны, например, иметь ухоженные руки с аккуратным маникюром, а их одежда и прическа должны быть опрятными.
Аккуратный внешний вид и стройность некоторые компании включают в список показателей эффективности, уточняет управляющий партнер «Экопси консалтинга» Марк Розин. Однако, чтобы они не выглядели дискриминационными, их надо сформулировать корректно – например, увязывать не с размерами одежды, а с усилиями по поддержанию хорошей физической формы (которую будет оценивать прямой руководитель), замечает он. Закон больше защищает работника, чем работодателя, поэтому надбавки за профессиональную эффективность – хорошая идея, отмечает Ольга Кривоспицкая, эксперт Korn Ferry Hay Group. Можно прописать эти надбавки в трудовом договоре, и, если сотрудник перестает отвечать требованиям – например, наберет вес, – у него снизится доход и он будет вынужден уволиться.

http://www.vedomosti.ru/management/articles/2017/02/28/679259-premiya-zavisit-ot-razmera

Комментарии запрещены.