# +7 (495) 645 80 10

Благие намерения

Екатерина Баглаева прокомментировала к чему следует готовиться бизнесу в ближайшее время и есть ли место для поблажек в российской законодательной практике. Деятельность малых, средних и даже крупных предприятий представляет собой бег с препятствиями, которые в любой момент времени готовы соорудить законотворцы.

Текст: Антон Кузнецов

Зарегулированность бизнеса ― неизменное свойство российской экономики. Деятельность малых, средних и даже крупных предприятий представляет собой бег с препятствиями, которые в любой момент времени готовы соорудить законотворцы. «Бизнес-журнал» решил разобраться, к чему следует готовиться бизнесу в ближайшее время и есть ли место для поблажек в российской законодательной практике.

Не в кассу
Одним из самых неприятных событий для малого бизнеса стал переход на онлайн-кассы с 1 июля. Именно с этого момента началась история передачи электронных данных финансовым операторам. Чиновники утверждали, что реформа увеличит прозрачность налоговой системы, а заодно поможет налоговикам снизить издержки (в том числе за счет сокращения количества сотрудников). Однако представителям низкомаржинального (прежде всего регионального) бизнеса перспектива тратить нелишние средства на покупку и обслуживание новой техники в условиях кризисной экономики показалась чрезмерной. (Впрочем, для многочисленной группы предпринимателей, работающих на патенте или «вмененке», которые прежде не были обязаны иметь ККТ, переход на онлайн-кассы перенесли на год, до 1 июля 2018-го).
История имела продолжение. Не так давно стало известно, что депутаты Заксобрания Челябинской области внесли на рассмотрение Госдумы законопроект, который может освободить представителей малого бизнеса от обязательной установки новой контрольно-кассовой техники. Челябинские депутаты отмечали, что расходы предпринимателей на приобретение новых кассовых аппаратов несопоставимы с доходностью их бизнеса ― и из-за высоких затрат на обслуживание новой системы совсем небольшие компании могут уйти в тень. Примут ли во внимание инициативу региональных депутатов и способна ли Госдума отменить собственное решение, станет ясно в ближайшее время.

Срез времени

По данным опроса «Опоры России» по итогам прошлого года, 53% предпринимателей считают, что в 2016-м административная нагрузка на бизнес и связанные с ней издержки выросли; 42% опрошенных думают, что они остались на том же уровне, и лишь 5% заметили изменения в лучшую сторону. К числу самых распространенных проблем, с которыми сегодня приходится сталкиваться российскому бизнесу, предприниматели, как правило, относят необоснованные действия администраций муниципальных образований, решения районных инспекций ФНС, контрольно-надзорных органов, а также проблемы с земельными и имущественными отношениями. Довольно острыми остаются вопросы лицензирования отдельных видов деятельности и исчисления страховых взносов в ПФР для индивидуальных предпринимателей.

Страховка для бизнеса
Еще один законопроект, касающийся деятельности субъектов малого бизнеса, был внесен на рассмотрение Госдумы в июне этого года.
До сих пор страхованию вкладов подлежат только вклады физлиц и индивидуальных предпринимателей. Субъекты малого бизнеса, как правило, имеющие небольшие средства на одном расчетном счете в банке, в случае проблем последнего до сих не имеют гарантий возвращения своих средств. Согласно законопроекту, система страхования вкладов должна распространиться и на предпринимателей: речь идет о денежных средствах, размещенных как в рублях, так и в иностранной валюте (какой это банк ― с базовой или универсальной лицензией ― значения не имеет). А в случае отзыва лицензии у банка размер выплат для малого бизнеса будет аналогичен возмещению, предусмотренному для физлиц и ИП.
В интервью «Бизнес-журналу» президент Торгово-промышленной палаты РФ Сергей Катырин напомнил, что современная банковская система России до сих пор законодательно ориентирована на защиту интересов граждан, при этом интересы бизнеса остаются почти не учтенными. Предприниматели (кроме ИП) являются кредиторами так называемой третьей очереди, и это означает, что свои деньги они получают последними и не полностью. Новый закон должен решить эту проблему, уверен Катырин. Но вопрос финансирования будущих выплат, по его мнению, останется открытым и в случае появления этого закона: «Эта проблема имеет большое значение и для банков, и для клиентов, поскольку существенный рост нагрузки может заметно сказаться на стоимости обслуживания. Однако анализ ситуации показывает, что при таком размере страхового покрытия дополнительная нагрузка на банковскую систему, скорее всего, не будет большой».
Факторинг по-новому
Согласно еще одному законопроекту, малый бизнес, работающий с госкомпаниями, получит возможность продать право требовать деньги с заказчика факторинговым компаниям. Поправки в закон о закупках госкомпаний, которые разрабатывают в Минфине, предусматривают введение инструмента факторинга для тех субъектов малого и среднего предпринимательства, заказчики которых срывают установленные законом сроки оплаты работы.
Гражданский кодекс и сейчас позволяет небольшим компаниям в любой момент времени уступить право требования, однако пока это условие появляется в договорах с поставщиками лишь с согласия госкомпаний. Впрочем, у нового документа есть и ограничения. Воспользоваться данным ему правом поставщик товаров или услуг сможет лишь в том случае, если это не будет противоречить положению о закупках госкомпании.

Владислав Корочкин
вице-президент общественной организации «Опора России»

Реформа контрольно-надзорной деятельности сегодня обозначена во всех программах, кто бы их ни готовил: правительство, Центр стратегических разработок или Высшая школа экономики. Издержки, которые несет экономика от неэффективного регулирования деятельности бизнеса, оцениваются до 2% от ВВП и до 7–15% в цене продуктовых товаров на розничной полке. Одновременно это огромный резерв для повышения эффективности экономики. Убрать ненужные издержки ― и экономический рост, о котором так много говорят власти, обязательно возобновится.
Однако, несмотря на то что тренд на уменьшение административных издержек предприятий обозначен на высоком уровне, многие актуальные на сегодня законопроекты эти издержки только увеличивают и ужесточают давление на бизнес.
Принятая правительством дорожная карта предполагает целый ряд важных шагов ― от определения избыточных требований до разработки исчерпывающих и ясных перечней, так называемых чек-листов, описывающих предмет проверок на предприятиях. Проводя реформу контрольно-надзорной деятельности, правительство должно понимать, что именно системная, осмысленная работа над такими документами в настоящее время во всем мире считается ключом к оптимизации государственных функций и госаппарата.

Тайна аудитора
Еще зимой в Государственную Думу был внесен, а затем принят к рассмотрению Комитетом по бюджету и налогам законопроект, позволяющий налоговым службам собирать, использовать и распространять данные о налогоплательщиках, полученные от аудиторов. Новый законопроект вызвал большой резонанс. По сути, он отменяет аудиторскую тайну, отмечают предприниматели и аудиторы Санкт-Петербурга в коллективном письме, обращенном к спикеру Госдумы Вячеславу Володину. Кроме того, предупреждают они, новые поправки в Налоговый кодекс грозят аудиторам потерей доверия со стороны значительной части предпринимателей. Есть и другие мнения. По словам замдиректора департамента аудита АКГ «Деловой профиль» Елены Рословой, новые поправки являются частью общего тренда по повышению прозрачности экономики, при этом понятия конфиденциальности и аудиторской тайны из законодательства по аудиту не исключаются, а остаются одним из базовых принципов работы аудиторов. «Заказчикам аудиторских и консалтинговых услуг, ― объясняет Елена Рослова, ― важно понимать, что обращение к аудиторам со стороны налогового органа будет возможно не по первому желанию налоговиков, а только если информация не предоставлена самим налогоплательщиком. Таким образом, бизнесу необходимо будет в чем-то изменить формат общения с налоговыми органами, понимая, что те смогут использовать при проверках еще один источник информации».

Немалые данные
В июне 2017 года Фонд развития интернет-инициатив совместно с такими компаниями, как «Яндекс», операторами «МТС» и «Мегафон», ритейлером X5 и ассоциацией «Финтех», начал разработку законопроекта о регулировании «больших данных». Новый документ должен стать альтернативой проекту, разрабатываемому рабочей группой при администрации президента РФ. Законодательную инициативу от власти бизнес-сообщество раскритиковало, поэтому инициативная группа приступила к разработке собственного варианта закона. Предприниматели, участвующие в разработке законопроекта, подчеркивают, что эта область требует взвешенного подхода и учета мнения основных игроков.
Цель документа, по словам его авторов, с одной стороны ―
урегулировать оборот и обработку Big Date, с другой ― создать рынок «больших данных» в России, которые уже используются даже в традиционных отраслях. К примеру, ритейлеры для эффективного планирования продаж и промоакций с помощью новой технологии сегодня анализируют многомиллиардные архивы чеков. Другой ключевой тренд торговли ― максимальная персонализация предложений на основе существующих программ лояльности. В X5 Retail Group считают, что их статус также должен быть учтен при разработке закона о Big Data.

Другие берега
В числе законодательных изменений эксперты видят и предпосылки появления нового тренда контрольно-надзорной деятельности в России: есть основания полагать, что государство начинает задумываться о проблеме зарегулированности бизнеса и исправлять свои старые ошибки.
Еще в феврале в 2017 года стало известно о том, что представители нескольких бизнес-сообществ страны (а именно РСПП, «Деловой России», «Опоры России» и Торгово-промышленной палаты) обратились к премьер-министру РФ с просьбой рассмотреть список, состоящий из 25 реформ, необходимых, по мнению разработчиков, для развития экономики. Кроме прочих инициатив, в число предложений вошло известное правило «one in ― two out», давно зарекомендовавшее себя в Великобритании, Канаде и Австралии. Согласно этому принципу, при введении каждого нового требования к предпринимателям регулирующие органы должны отменять две старых нормы, равноценные величине издержек, которые приносит бизнесу новый закон. (Для России ― сохранение старых законов при появлении новых, а также избыток требований, дублирующих и противоречащих новому, является давней болезнью.) В случае появления нового механизма административная нагрузка на бизнес может заметно снизиться.
Прошло несколько месяцев, и в мае стало известно, что правительство включило это правило в приоритетную программу контрольно-надзорной деятельности. «Минэкономразвития было активным участником подготовки практического механизма реализации данного правила, ― прокомментировали инициативу в пресс-службе министерства. ― В рамках проведения оценки регулирующего воздействия мы будем обращать внимание на то, соблюдено ли это правило, предложены ли в проекте акта равноценные нормы для отмены. Результат будет зафиксирован в заключении об оценке регулирующего воздействия и учтен при принятии решения Минюстом».
Впрочем, у проекта есть и издержки. По мнению юриста коллегии адвокатов «Юков и партнеры» Екатерины Баглаевой, его внедрение может препятствовать продвижению потенциально выгодных правовых изменений из-за ограничений, связанных с подбором соответствующих издержек. Возможно также снижение скорости законотворческих изменений. Многое, по словам Баглаевой, зависит от степени проработки механизма определения стандартных издержек и измерения величины административного бремени, которое испытывает бизнес.
Экономная экономика
Параллельно стало известно о похожей инициативе правительства. До 10 июля Минэкономразвития должно было представить в проектный комитет по реформе контроля и надзора свои предложения по отмене излишних, и прежде всего абсурдных, требований к бизнесу. Только для пересмотра трудового законодательства рабочая группа планировала сформулировать около 160 предложений.
«Этот проект представляет собой масштабную инвентаризацию всех обязательных требований, предъявляемых к работе бизнеса, ― отмечают в Минэкономразвития. ― По итогам инвентаризации будет создан реестр актуальных требований, при этом устаревшие, дублирующие или избыточные нормы должны будут исключаться либо пересматриваться». Сейчас специалисты занимаются упорядочиванием массива малоэффективных норм. Следующим этапом станет систематизация и очистка законодательства от «излишеств». «Проект по пересмотру требований к бизнесу, ― подытоживают в пресс-службе министерства, ― рассчитан до 2025 года, и в долгосрочной перспективе мы планируем создать Единый реестр требований, который будет размещен в открытом доступе в сети. Такой подход, с одной стороны, позволит упорядочить и упростить работу с требованиями для органов власти, а с другой ―
сделает эту информацию понятной и доступной для предпринимателей».
Своим мнением об инициативе Минэкономразвития поделился управляющий партнер юридической фирмы Lidings Андрей Зеленин. «Совершенно очевидно, ― комментирует эксперт, ― что контрольно-надзорная сфера сегодня переполнена излишними и неэффективными требованиями. Причем страдает бизнес не только от трудового законодательства или совершенно бессмысленной рутинной бумажной работы. В большей степени деятельность предпринимателей ограничивают другие сферы контроля. Таковы, скажем, пожарная безопасность или санитарно-эпидемиологический надзор, совершенно не учитывающие особенности конкретных направлений бизнеса и условий региона, в котором работают предприятия. На такие ключевые требования к бизнесу разработчики документа и должны обращать внимание в первую очередь».

http://bizmag.online/fn_11053.html

Комментарии запрещены.