# +7 (495) 645 80 10

Суд разрешил магазинам не платить зарубежным исполнителям

Алина Топорнина прокомментировала, что решение суда создало прецедент: в России можно воспроизводить музыку, записанную до 2003 года, без отчислений иностранным исполнителям.


Текст: Павел Чернышов

Музыкальные записи, выпущенные за рубежом до мая 2003 года, можно запускать в публичных местах без отчислений исполнителям и музыкальным концернам. К такому выводу пришел Суд по интеллектуальным правам (СИП), рассматривавший в кассационной инстанции иск Всероссийской организации интеллектуальной собственности (ВОИС) к ООО «Метро Кэш энд Керри». ВОИС не удалось получить с торговой сети 500 тыс. рублей.

ВОИС — организация по коллективному управлению правами исполнителей и изготовителей фонограмм. Она собирает деньги от имени музыкантов и звукозаписывающих фирм всего мира, в том числе тех, кто вовсе не заключал договор с этой организацией. Отчисления ВОИС выплачивают телеканалы, торговые центры, рестораны, транспортные компании (музыка нередко звучит в самолетах и поездах) и многие другие. Отчисления в пользу авторов композиций собирает Российское авторское общество (РАО). В ВОИС «Известиям» сообщили, что размер компенсации определяется, исходя из параметров объекта, где публично исполняются фонограммы. По словам главы юридической компании «Зуйков и партнеры» Сергея Зуйкова, среднего размера магазин, в котором звучит музыка, перечисляет ВОИС и РАО примерно по 3 тыс. рублей в месяц.

По версии ВОИС, 25 января 2012 года в помещении одного из магазинов Metro было зафиксировано на видео публичное исполнение 11 фонограмм западных исполнителей. Организация предъявила торговой сети иск на 500 тыс. рублей.

Арбитражный суд Москвы встал на сторону «Метро Кэш энд Керри», Девятый арбитражный апелляционный суд — на сторону ВОИС. Суд по интеллектуальным правам (он рассматривает в кассационной инстанции дела об интеллектуальных правах) вернул дело в 9 ААС. На этот раз апелляционный суд признал правоту «Метро», и СИП согласился с этой позицией.

Решение объяснили тем, что Россия присоединилась к Международной конвенции по охране прав исполнителей, изготовителей фонограмм и вещательных организаций (Римская конвенция) 26 мая 2003 года, поэтому зарубежные записи, сделанные до этой даты, не подпадают под ее действие и защиты в России не имеют.

— Можно сказать, что заложили еще один кирпич в цивилизованную систему авторского права. Признали, что Римская конвенция не имеет обратной силы, теперь на уровне суда по интеллектуальным правам эта позиция устоялась, — говорит Анатолий Семенов, омбудсмен по интеллектуальной собственности. Впрочем, по его словам, ВОИС может оспорить принятое решение в коллегии по экономическим спорам Верховного суда.

Как сообщили «Известиям» представители общества, сейчас рассматривается вопрос о дальнейшем обжаловании.

— Ссылаясь на Римскую конвенцию, суд проигнорировал 50-летний срок охраны, установленный Договором по исполнениям и фонограммам 1996 года, к которому присоединились 93 страны. Получается, что на территории России не охраняются права музыкантов и рекорд-компаний для огромного количества популярной музыки — например АВВА, Джо Дассен и др., — заявил представитель ВОИС.

По словам Семенова, суть конфликта заключалась в том, что у Metro был договор с компанией «Диджискай» на организацию публичного исполнения фонограмм в торговых помещениях. ВОИС хотелось, чтобы договор был заключен с ними.

— Они пришли в отдел радиотехники одного из магазинов, включили радиоприемники и записали, какая музыка играет. По сути, они пытались доказать «Метро», что договор с «Диджискай» не избавит от претензий, — рассказывает Семенов.

Принятое судом решение касается только отчислений исполнителям и производителям фонограмм, ситуация с отчислениями авторам не изменилась, поясняет Зуйков. В этом смысле ABBA всё же будет получать деньги за публичное исполнение музыки в России — многие песни квартета написаны его участниками.

Алина Топорнина, адвокат коллегии адвокатов «Юков и партнеры», считает, что решение СИП не означает автоматического лишения защиты для произведений, записанных за рубежом до мая 2003 года.

— Суд смотрит на множество факторов. В данном случае музыка звучала в магазине, куда можно войти бесплатно. На ситуацию, когда музыка играет в клубе, за вход в который берут деньги, могут посмотреть совершенно иначе, — рассказывает она.

Представители «Метро Кэш энд Керри» не ответили на запрос «Известий».

По данным сайта ВОИС, в 2012 году эта организация получила 530 млн рублей отчислений за публичное исполнение произведений (78% суммы), а также трансляцию их в эфир и по кабелю (22%). В этом году общество подало 503 исковых заявления о компенсациях и взыскании задолженности. ВОИС заключила договоры с 11 тыс. организаций (из них 62% — с предприятиями общественного питания, 10% — с торговыми центрами и магазинами).

http://izvestia.ru/news/576326

Комментарии запрещены.