# +7 (495) 645 80 10

На ДИТ Москвы подали в прокуратуру из-за конфликта интересов в «Электронной Москве»

Екатерина Баглаева оценила, насколько обоснованы нарушения, обнаруженные Центром антикоррупционных исследований и инициатив «Трансперенси интернешнл — Россия», который обращается в надзорные органы с просьбой изучить (ДИТ) правительства Москвы.


Текст: Денис Воейков

Антикоррупционный центр «Трансперенси» пожаловался на Департамент информационных технологий правительства Москвы (ДИТ) в столичные ФАС и Прокуратуру, а также мэрию Москвы, подозревая у чиновников конфликт интересов при заключении ими контрактов на i5,85 млрд с компанией «Электронная Москва», в чей совет директоров они по факту входят.

Центр антикоррупционных исследований и инициатив «Трансперенси интернешнл — Россия» второй раз за последние несколько недель обращается в надзорные органы и заинтересованные госведомства с просьбой изучить деятельность Департамента информационных технологий (ДИТ) правительства Москвы.

На этот раз речь идет о жалобах в московскую Прокуратуру, столичное управление Федеральной антимонопольной службы (ФАС), а также мэрию Москвы. Центр призывает провести проверку законности заключения ряда государственных контрактов ДИТ с компанией «Электронная Москва», чей контрольный пакет акций принадлежит столичному правительству.

Как пишет «Транспаренси» в своих обращениях (тексты есть в распоряжении редакции), лица, которые входят в совет директоров «Электронной Москвы», одновременно занимают государственные должности в ДИТ. «Эти же лица участвуют в конкурсных комиссиях для осуществления госзакупок, в нарушение российского законодательства о конфликте интересов, где всегда побеждает “Электронная Москва”» — говорится в жалобах «Трансперенси».

Эти же служащие непосредственно заключали госконтракты с «Электронной Москвой» в качестве представителей ДИТ и принимали работы по актам приемки-передачи госуслуг.

О каких суммах идет речь

В жалобах центра фигурируют 27 госконтрактов «Электронной Москвы» во временном интервале с 2011 по 2015 гг. на общую сумму i5,85 млрд.

Как можно было заключить из общения с юристами «Трансперенси» — это не более чем поверхностная оценка финансового взаимодействия «Электронной Москвы» и ДИТ. Реальное число вызывающих вопросы контрактов значительно больше, но данные о них требуют дополнительного изучения.

Что такое ОАО «Электронная Москва»

ОАО «Электронная Москва» — подрядчик московского правительства в сфере ИТ. Компания была создана в 2002 г. «с целью внедрения информационно-коммуникационных технологий в городском управлении и социальной сфере».

На момент создания в ней работало порядка 50 человек, сейчас — более 450.

Как сообщает организация, к настоящему моменту «Электронной Москвой» поддерживается работа более 200 различных общегородских информационных систем — московский портал госуслуг и единая городская медицинская информационно-аналитическая система, электронная запись в первый класс и общегородской электронный дневник, единая почтовая система и система юридически значимого электронного документооборота правительства Москвы.

Подоплека обвинения

Отношения чиновников с «Электронной Москвой» попали в поле зрения антикоррупционного центра после недавней публикации CNews, посвященной жалобам «Трансперенси» в ФАС, московскую Прокуратуру и Минобрнауки по поводу возможного многократного дублирования чиновниками затрат на столичные школьные электронные дневники и журналы. (Официального заключения регуляторов по этим делам пока нет.)

В частности, в материале были приведены данные из открытых источников о том, что до 31 марта 2012 г. доля участия департамента имущества правительства Москвы (ДИгМ) в качестве аффилированного лица в уставном капитале «Электронной Москвы» составляла 99,75%. По состоянию на 31 марта 2015 г. членами совета директоров компании являлись трое из пяти замруководителей ДИТ: Андрей Белозеров, Александр Горбатько (оба со 2 ноября 2011 г.) и Владимир Макаров (с 24 января 2013 г.). Ранее членом совета директоров также являлся и глава ДИТ Артем Ермолаев.

Также в статье было указано, что «Электронная Москва» имеет статус организации, подведомственной ДИТ, потому что на тот момент компания была представлена в разделе сайта департамента «Подведомственные организации» (в редакции сохранился соответствующий скриншот).

ДИТ обвинение не признает

Как сообщили CNews в ДИТ, «Электронная Москва» сейчас существует в организационно-правовой форме акционерного общества (в соответствии с постановлением правительства Москвы от 06.08.2002 г. № 609-ПП «О городской целевой программе «Электронная Москва»), то есть является коммерческой организацией.

«Категория “подведомственности” к коммерческим организациям не применяется, — говорят в ДИТ. — Подведомственные предприятия могут создаваться только в форме государственных учреждений и унитарных предприятий, но не обществ. Контрольный пакет акций ОАО “Электронная Москва” принадлежит Москве, представлением интересов города в органах управления таких хозяйственных обществ занимается Департамент городского имущества (ДИгМ)».

В ДИТ отмечают, что совет директоров «Электронной Москвы» выбирается в точном соответствии с № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» общим собранием акционеров. Кандидатуры в совет директоров предлагаются акционерами, владеющими двумя и более процентами акций (ст.53 того же закона), то есть ДИгМ.

Чиновники настаивают на том, что члены совета директоров не участвуют в оперативном управлении хозяйственной деятельностью компаний и не принимают решений единолично (это делает гендиректор). Кроме того, из п.3 ст.17 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ», по заверению ДИТ, следует, что должностное лицо не может участвовать в управлении хозяйствующим субъектом, если иное не предусмотрено нормативным правовым актом РФ или субъекта и если ему не поручено участвовать в управлении этой организацией.

В Москве порядок управления обществами, которые принадлежат городу, определен постановлением № 576-ПП от 03.07.2007 г. «Кстати, члены совета директоров “Электронной Москвы” не получают зарплату, — подчеркивают в ДИТ. — Компания участвует в закупочных процедурах — как в Москве, так и в других регионах — на общих основаниях в конкурентной борьбе, в полном соответствии с 44-ФЗ».

Обвинение в конфликте интересов

С точки зрения юристов «Трансперенси», объяснения ДИТ не снимают с чиновников подозрения в конфликте интересов при осуществлении конкурсных процедур.

Согласно ФЗ-44 «О контрактной системе», членами комиссии при закупке не могут быть лица, лично заинтересованные в результатах определения поставщиков, либо физические лица, на которых способны оказать влияние участники закупки, говорится в жалобах центра.

В соответствии с ФЗ от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) госслужащего влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между его личной заинтересованностью и правами и законными интересами граждан, организаций, общества или государства.

«Непринятие госслужащим, являющимся стороной конфликта интересов, мер по его предотвращению или урегулированию является правонарушением, влекущим увольнение служащего с госслужбы», — указывают в «Трансперенси».

В центре отдельно обращают внимание на то, что положением о совете директоров «Электронной Москвы» для его членов предусмотрены различные вознаграждения за участие в его работе.

Более того, в положении также говорится о том, что целью деятельности совета директоров является обеспечение достижения максимальной прибыли и увеличения активов «Электронной Москвы. «В компетенцию совета директоров входит утверждение решения о выпуске ценных бумаг, проспекта эмиссии ценных бумаг, утверждение отчета об итогах приобретения обществом акций, а также рекомендации общему собранию акционеров о размере дивидендов по акциям общества и порядке их выплаты», — пишет «Трансперенси» в жалобах регуляторам.

Независимые юристы согласны с обвинениями против ДИТ

На этапе подготовки антикоррупционным центром своих документов CNews обратился за независимой оценкой сделанных им заключений в коллегию адвокатов «Юков и партнеры».

На тот момент «Электронная Москва» еще воспринималась как подведомственная ДИТ организация (она была удалена из списка подведомственных организаций на сайте ДИТ сразу после обращения CNews за комментариями), однако справедливость выводов юристов «Трансперенси» в отношении конфликта интересов сторонними экспертами была подтверждена.

Как утверждает юрист «Юков и партнеры» Екатерина Баглаева, ситуация, в которой контракт от лица ДИТ (заказчика) подписывает член совета директоров подрядчика, является грубым нарушением норм ФЗ-44 о закупках.

Если с этим выводом согласятся и надзорные органы, то, как указывает Баглаева, согласно ст. 107 ФЗ, лица, виновные в нарушении положений о контрактной системе, должны понести дисциплинарную, гражданско-правовую (возмещение убытков), административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Что такое «Трансперенси»

Центр антикоррупционных исследований и инициатив «Трансперенси интернешнл — Россия» является автономной некоммерческой организацией, нацеленной, как сообщается на ее сайте «на противодействие коррупции в России и распространение антикоррупционного мировоззрения».

Центр был создан в декабре 1999 г., зарегистрирован в Минюсте в мае 2000 г., а в октябре 2000 г. официально влился в международную организацию Transparency International, существующую с 1993 г. и на сегодняшний день имеющей более девяноста региональных отделений по всему миру.

Источники финансирования проектов центра указаны на его сайте. Среди них есть как российские (например, фонд Кудрина по поддержке гражданских инициатив), так и зарубежные (из ЕС, США, Канады и пр.) организации.

http://biz.cnews.ru/news/top/index.shtml?2015/07/24/597907

Комментарии запрещены.